Понедельник, 20.05.2024, 03:00
Приветствую Вас Гость | RSS




Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад №10»

Меню сайта
полезные ссылки
Статистика

Онлайн всего: 2
Гостей: 2
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Рабочая программа для обучающихся с ОВЗ. Письмо 1 год обучения

Рабочая программа для обучающихся с ОВЗ. Письмо 1 год обучения

Пояснительная записка

Дети с умеренной умственной отсталостью отличаются значительным нарушением познавательных процессов: активного восприятия, произвольного внимания, памяти, словеснологического мышления, обобщающей и регулирующей функции речи, нарушением пространственного восприятия.

Целью обучения письму данной группы детей является научить самостоятельно, читать вывески на магазинах, небольшие тексты, рассказы, отвечать на вопросы текста, научить писать свою фамилию, имя, отчество, простое заявление и т. п.

Основной задачей обучения письму является подготовка детей к самостоятельной жизни, умению ориентироваться в окружающей жизни, общаться с людьми, приобрести простейшие трудовые навыки.

Обучение письму умственно отсталых детей ведется по звуковому аналитико-синтетическому методу. При этом применяются различные методы и приемы для более успешного овладения программным материалом: игровая деятельность (дидактические игры на развитие звукопроизношения, на развитие произвольного внимания), использование яркого доступного наглядного материала.

Обучение чтению и письму ведется параллельно. Осуществляется межпредметная связь с занятиями по рисованию, лепке, выкладыванию букв из цветных палочек, пуговиц, мозаике, конструированию. Широко используется художественная литература, чтение потешек, стихов, загадок, слушание музыки и пения.

Порядок изучения звуков и букв диктуется законами фонетики с учетом специфики особенностей познавательной деятельности детей.

На 1 году обучения учащиеся усваивают буквы, их графический образ, учатся слоговому чтению, много работают с буквами разрезной азбуки  и различными таблицами (работа с буквами разрезной азбуки осуществляется на всех годах обучения).

Особенности первых занятий по обучению письму заключаются в том, что одновременно даются как технические навыки (правильно держать карандаш, правильно им пользоваться при проведении линии), так и умения в изображении отдельных элементов букв.

Письмо букв  следует проводить   параллельно с прохождением алфавита.  С первых лет обучения следует систематически практиковать зрительные и слуховые  диктанты отдельных букв, слогов и, по возможности,      предложений.

При обучении письму   следует, учитывается неоднородность  состава класса (группы) и осуществляется  индивидуальный подход к учащимся. Обучение письму детей с умеренной умственной отсталостью  носит сугубо  практическую направленность, требующую от учащихся усвоения только элементарных правил правописания.

Конечная цель обучения письму заключается в том, чтобы научить более способных детей списывать с печатного текста, писать самостоятельно  на слух, по памяти слова, короткие предложения из 2-4 слов, уметь писать свое имя, фамилию, читать  несложный текст  (печатный или письменный), ответить на заданные вопросы.

Программа рассчитана на 66 часов, 2 часа в неделю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№ п/п

Тема

Кол-во часов

ЗУН

Словарь

Виды работ

Межпредметные связи

Социальные связи

Оборудование

 

1

2

3

4

5

6

7

8

9

 

 

Дата

I четверть

 

Добукварный (пропедевтический) период

  1.  

Знакомство с тетрадью

1

Предп.

  Фактич.

Правильно сидеть за партой при письме.

Правильно расположить тетрадь.

Пользоваться карандашом.

Тетрадь, обложка, лист, страница, поля.

Отгадывание загадок.

Работа с демонстрационным материалом.

Работа в тетради.

 

 

Тетрадь, карандаши.

2.09

 

  1.  

Развитие движений кисти и пальцев рук.

1

4.09

 

Выполнять специальные упражнения для развития мелкой моторики.

 

«Пальчиковая гимнастика».

Физическая культура, рисование.

 

 

  1.  

Выявление знаний и умений учащихся. Рисование и обводка по трафарету.

1

9.09

 

Уметь обводить по трафарету знакомые детям предметы.

Осень.

Обведение по трафарету знакомых детям предметов (листья, яблоко, помидор или др.).

Уточнение и развитие зрительного восприятия учащихся.

Рисование

 

Тетрадь, карандаши, трафареты предметов.

  1.  

Знакомство с наиболее распространенными цветами.

1

11.09

 

 

Знать основные цвета. Различать полоски по цвету и расположению.

Работа с раздаточным материалом.

Игра: «Какой полоски не хватает?»

 

Рисование

Тетрадь, карандаши, шаблоны или трафареты предметов.

 

  1.  

Различение полосок по цвету и расположению

1

16.09

 

 

  1.  

Рисование и обводка фигур по трафарету. Раскрашивание.

1

18.09

 

Уметь аккуратно обводить фигуры по трафарету.

Уметь аккуратно раскрашивать.

Геометрические фигуры, квадрат, треугольник, круг.

Рисование геометрических фигур по трафарету и раскрашивание их.

Математика.

 

Трафареты, цветные карандаши.

 

  1.  

Различение геометрических фигур по цвету и размеру.

1

23.09

 

Уметь анализировать форму, цвет и пространственное расположение предметов.

Геометрические фигуры, квадрат, треугольник, круг.

Игра «Найди большой круг красного цвета».

Игра «Подбери кармашек».

Математика.

 

Красное и синее платье для Лисы и Кошки, кармашки разного размера и цвета.

 

  1.  

Воспроизведение различных сочетаний из геометрических фигур.

1

25.09

 

Уметь складывать из различных фигур предметы.

 

Игра "Сложи ёлочку".

Игра «Сложи фигуру».

 

 

Геометрические фигуры разного цвета и размера.

 

  1.  

Различение и воспроизведение сочетаний из цветных полосок.

1

30.09

 

Уметь различать и воспроизводить сочетание из цветных полосок.

 

Работа с раздаточным материалом.

 

 

Цветные полоски разного цвета и размера.

 

  1.  

Различение и воспроизведение сочетаний из цветных полосок и геометрических фигур.

1

2.10

 

Уметь анализировать форму, цвет и пространственное расположение предметов.

 

Работа с раздаточным материалом.

Рисование

 

Геометрические фигуры разного цвета и размера.

Цветные полоски разного цвета и размера.

 

  1.  

Рисование прямых линий контурами, напоминающих буквы

1

7.10

 

 

 

Уметь рисовать прямые и кривые линии.

Практическая работа в прописях.

  1.  

Рисование кривых линий контурами, напоминающих буквы

1

9.10

 

  1.  

Письмо элементов букв (палочек, прямых, с закруглением вверху).

1

14.10

 

 

 

 

Уметь писать элементы букв и аккуратно раскрашивать картинки.

Практическая работа в прописях.

Рисование

  1.  

Письмо элементов букв (палочек, прямых, с закруглением внизу).

1

16.10

 

  1.  

Письмо элементов строчных букв. Написание на доске.

1

21.10

 

 

 

Уметь писать элементы строчных букв.

Написание на доске.

Работа с прописями.

  1.  

Письмо элементов строчных букв. Письмо в прописях.

1

23.10

 

  1.  

Письмо элементов прописных букв. Прямая палочка с закруглением вверху и внизу.

1

28.10

 

 

 

Уметь анализировать расположение элементов и правильно их воспроизводить.

Работа в прописях.

Написание на доске.

Рисование

  1.  

Письмо элементов прописных букв. Овал, полуовал.

1

30.10

 

ИТОГО: 18 часов

 

II четверть

 

Добукварный (пропедевтический) период

 

1

Обводка карандашом простых фигур.

11.11

Уметь обводить карандашом простые фигуры.

Правильно держать карандаш.

Уметь закрашивать и штриховать простые фигуры.

Обводка карандашом простых фигур.

Закраска и штриховка простых фигур.

 

2

Закраска и штриховка фигур.

1  13.11

 

Букварный период (I этап). Звуки и буквы (а, у, о, м, с, х)

 

3

Буква «а».

 

1   18.11

Уметь выполнять звуко-слоговой анализ слова «астра».

Уметь писать строчную и прописную букву «а».

 Словарь: Астра.

Виды работ: Написание элементов буквы. 

Письмо самой буквы.

Четкое произношение.

Раскрасить только те предметы, названия которых начинается на букву «а».

Межпредметные связи: Чтение, рисование.

Социальные связи: Нахождение буквы «а» в учебнике, алфавите.

Оборудование: Буква «а», предметные картинки (аист, астра), прописи.

 

4

Знакомство со строчной буквой а.

1    20.11

 

5

Знакомство с прописной буквой а.

1    25.11

 

6

Упражнения в написании буквы а.

1   27.11

 

7

Обобщение и повторение пройденного

1  2.12

 

8

Буква «у».

1   4.12

 

Уметь выполнять звуко-слоговой анализ слова «утка».

Уметь писать строчную и прописную букву «у».

Словарь: Утка.

Виды работ: Усвоение рукописного написания строчной и прописной буквы «у».

Письмо по обводке и по образцу.

Раскрась части рисунка, где есть буква «у», коричневым карандашом. Кто у тебя получился?

Межпредметные связи:  Чтение, рисование.

Социальные связи:  Игра «Поезд».

Оборудование: Буква «у», предметные картинки, сюжетная картинка: «Девочка плачет».

 

 

 

 9

Знакомство со строчной буквой у.

1  9.12

 

10

Знакомство с прописной буквой у.

1  11.12

 

11

Работа над упражнениями в написании буквы у.

1   16.12

 

12

Буква у. Закрепление

1   18.12

 

13

Слова ау, уа.

1  23.12

Уметь выполнять звукобуквенный анализ слов.

Уметь правильно держать ручку при письме.

Виды работ: Написание слов ау, уа.

Штриховка по трафарету букв а, у.

Четкое произношение слов ау, уа.

Межпредметные связи:  Чтение, рисование

Социальные связи:  Нахождение слов ау, уа на сюжетной картинке.

Сюжетно-ролевые игры «В лесу», «Укачай малыша».

Оборудование: Букварь.

 

14

Упражнения в написании слов ау, уа.

1  25.12

 

ИТОГО:14 часов

 

III четверть

 

1

Повторение пройденных букв.

1  13.01

Уметь выполнять звуко-буквенный анализ слов.

 

 

1. Составление слов ау, уа по следам анализа.

2. Выкладывание слов ау, уа из косточек по трафарету.

3. Написание слов ау, уа по обводке и по образцу.

 

 

Трафареты букв «а», «у», фасоль, букварь.

 

2

Буква «м».

1  15.01

 

Уметь выполнять звуко-слоговой анализ слова «мак».

Уметь писать строчную и прописную букву «м».

Словарь: Мак, мяч.

Виды работ: 1.  Составление слов со звуком «м» в начале.

2.  Выкладывание буквы «м» из палочек.

3. Написание элементов буквы.  Письмо самой буквы. Четкое произношение.

Межпредметные связи:  Чтение

Социальные связи:  Нахождение буквы «м»; «Магазин», «Мороженое».

Оборудование: Буква «м», палочки, сюжетная картинка, игрушки (мяч, матрешка).

 

3

Знакомство со строчной буквой м.

1  20.01

 

4

Знакомство с прописной буквой м.

1  22.01

 

5

Упражнения в написании буквы м.

1  27.01

 

6

Буква м. Закрепление

1  29.01

 

7

Закрытые слоги ам, ум.

1   3.02

Уметь выделять из слов слоги, опираясь на слуховое восприятие.

Делить слова на слоги.

Словарь: Ам, ум.

Виды работ: Письмо по обводке и по образцу слогов.

Выкладывание слогов ам, ум из палочек.

 

Социальные связи:  Дидактическая игра «Кто в домике живет?»

Оборудование: Касса букв, букварь.

 

8

Письмо закрытых слогов ам, ум.

5.02

Уметь выделять из слов слоги, опираясь на слуховое восприятие.

Делить слова на слоги.

Словарь: Ам, ум.

Виды работ: Письмо по обводке и по образцу слогов.

Выкладывание слогов ам, ум из палочек.

 

Социальные связи:  Дидактическая игра «Кто в домике живет?»

Оборудование: Касса букв, букварь.

 

9

Составление открытых слогов ма, му.

 

1  17.02

1. Уметь выполнять звукобуквенный анализ слогов ма, му, ам, ум.

2. Уметь сравнивать слоги ам-ма, ум-му.

Виды работ:

1.  Работа с разрезной кассой букв, уточнение знаний о прямом открытом и закрытом слогах.

2.  Анализ.

3. Выкладывание слогов из пластмассовых букв.

4.  Выкладывание слогов из палочек.

Социальные связи:  Дидактическая игра «Кто как кричит?»

Оборудование: Касса букв, букварь, игра «Составь слово», цветные палочки.

 

10

Письмо слогов ма, му.

1  19.02

 

11

Буква «о». Письмо строчной  и прописной  буквы «о».

1   24.02

 

 

Уметь выполнять звуко-слоговой анализ слова «овощи».

Уметь писать строчную букву «о».

Словарь: Овощи, обувь, гнездо, дупло.

Виды работ: Знакомство с буквой «о».

Написание элементов буквы. 

Письмо самой буквы.

Письмо по обводке (по образцу) буквы «о».

Выкладывание из фасоли  буквы «о».

 Штриховка по трафарету буквы «о».

Межпредметные связи:  Рисование.

Оборудование: Буква «о», предметные картинки с изображением овощей, обуви, сюжетные картинки, букварь, фасоль, трафарет буквы «о».

 

12

Письмо элементов строчной буквы о.

1  26.02

 

13

Письмо элементов прописной буквы о.

1   3.03

 

14

Письмо буквы о по образцу

1  5.03

 

15

Буква о. Закрепление

1  10.03

 

  1.  

Прямой и обратный слог ом-мо.

1  12.03

Уметь выполнять сравнительный звукобуквенный анализ слогов ом-мо.

Словарь: Слог (часть) слова.

Виды работ: Работа над прямым и обратным слогом.

Письмо прямого и обратного слога ом-мо.

Работа с мозаикой, выкладывание слогов ом-мо.

Социальные связи:  Нахождение слогов ом-мо на таблице.

Оборудование: Разрезная азбука, мозаика крупная, букварь.

 

17

Письмо слогов ом – мо.

1  17.03

 

18

Упражнения в написании слогов ам-ма, мо-ом, му-ум. Составление и написание слова мама.

1   19.03

1. Уметь выполнять звукобуквенный анализ слогов ам-ма, ум-му, ом-мо.

2. Уметь составлять слово ма-ма.

 

Виды работ:

1. Активизация зрительного и слухового восприятия.

2. Выкладывание из букв разрезной азбуки слова «мама».

3. Написание слова мама.

 

 

Оборудование: Разрезная азбука, слоги, букварь.

 

ИТОГО: 18 часов

 

IV четверть

 

1

Повторение пройденных букв.

1   2.04

1.  Уметь выполнять звукобуквенный анализ слов.

2. Уметь правильно держать ручку при письме букв.

 

Виды работ:

1. Активизация зрительного и слухового восприятия.

2. Составление предложений со словом «мама».

3.  Написание пройденных букв по обводке (по образцу).

 

 

Оборудование: Разрезная азбука, слоги, сюжетные картинки, букварь.

 

2

Буква «с». Письмо строчной и прописной буквы «с».

1  7.04

1.  Уметь писать строчную и прописную букву «с».

2. Уметь выполнять звукобуквенный анализ слов.

Словарь: Сова, соловей, снегирь.

Виды работ:

1.  Активизация словаря.

2.  Называние слов по предметной картинке.

Написание элементов буквы. 

Письмо самой буквы.

6. Письмо по обводке (по образцу) буквы «с».

7.  Выкладывание из фасоли буквы «с».

8.  Штриховка по шаблону.

Межпредметные связи:  Рисование, развитие устной речи.

Социальные связи:  Назвать продукты питания (соль, сахар, суп). Выделить звук «с».

Оборудование: Буква «с», разрезная азбука, предметные картинки птиц, загадки о продуктах питания.

 

3

Элементы буквы с.

1   9.04

 

4

Письмо строчной буквы с.

1  14.04

 

5

Письмо прописной буквы с.

1   16.04

 

6

Буква с закрепление.

1  21.04

 

7

Письмо слогов буквой «с».

 

1  23.04

1.  Уметь составлять и писать прямые и обратные слоги ас, ос, ус, са, со, су.

2. Уметь выполнять  сравнительный звукобуквенный анализ слогов ас-са, ос-со, ус-су.

 

Виды работ:

1. Развитие слухового и зрительного восприятия

2.  Упражнение в послоговом чтении.

3. Выкладывание слов из мозаики.

4. Письмо слогов с буквой «с».

 

Межпредметные связи:  Рисование, чтение.

Социальные связи:  Игра «Насос».

Оборудование: Мозаика, слоги, таблица, букварь.

 

8

Письмо слов с буквой с.

1  28.04

1. Уметь составлять и писать прямые и обратные слоги ас, ос, ус, са, со, су.

2. Уметь выполнять  сравнительный звукобуквенный анализ слогов ас-са, ос-со, ус-су.

 

Виды работ:

1. Развитие слухового и зрительного восприятия

2.  Упражнение в послоговом чтении.

3. Выкладывание слов из мозаики.

4. Письмо слов с буквой «с».

 

Межпредметные связи:  Рисование, чтение.

Социальные связи:  Игра «Насос».

Оборудование: Мозаика, слоги, таблица, букварь.

 

9

Буква «х». Элементы.

1  30.04

 

1. Уметь писать букву «х».

2. Уметь выполнять сравнительный звукобуквенный анализ прямых и обратных слогов ах-ха, ох-хо.

Словарь: Хлеб, халва.

Виды работ:

Активизация и обогащение словаря.

Написание элементов буквы. 

Письмо самой буквы.

Составление и чтение слогов ах-ха, ох-хо.

 Выкладывание из палочек буквы «х» и слогов.

Письмо по обводке (по образцу) буквы «х».

Оборудование: Буква «х», слоги, мозаика, букварь, загадки о хлебе, халве.

 

10

Упражнения в написании строчной буквы х.

1  5.05

 

11

Упражнения в написании прописной буквы х

1  7.05

 

12

Упражнения в написании прописной буквы х

1  12.05

 

13

Буква х. Закрепление

1  14.05

 

14

Составление и письмо слов с усвоенными слогами у-ха, у-хо.

1  19.05

1. Уметь писать слова с усвоенными слогами.

2. Уметь составлять предложения с данными словами.

Словарь:

Хор, хвост.

Виды работ:

Активизация и обогащение словаря.

Письмо слов с усвоенными слогами у-ха, у-хо, му-ха, су-хо.

 Работа по составлению предложений с данными словами.

 

Межпредметные связи: 

Развитие устной речи

Социальные связи: 

Игра «Зоопарк».

Оборудование: Буква «х», пластилин, иллюстрация «Чей хвост?»

 

15

Составление и письмо слов с усвоенными слогами му-ха, су-хо.

1  21.05

1. Уметь писать слова с усвоенными слогами.

2. Уметь составлять предложения с данными словами.

Словарь:

Хор, хвост.

Виды работ:

Активизация и обогащение словаря.

Письмо слов с усвоенными слогами у-ха, у-хо, му-ха, су-хо.

 Работа по составлению предложений с данными словами.

 

Межпредметные связи: 

Развитие устной речи

Социальные связи: 

Игра «Зоопарк».

Оборудование: Буква «х», пластилин, иллюстрация «Чей хвост?»

 

16

Повторение пройденных букв.

 

1  26.05

1. Уметь составлять из разрезной азбуки слоги и  слова из пройденных букв.

2. Уметь читать и писать прямые и обратные слоги из пройденных букв (ам-ма, ом-мо, ос-со, ох-хо, ус-су и др.)

 

Виды работ:

1. Составление из разрезной азбуки слогов и  слов из пройденных букв.

2. Чтение и письмо прямых и обратных слогов из пройденных букв (ам-ма, ом-мо, ос-со, ох-хо, ус-су и др.)

 

Межпредметные связи: 

Чтение.

 

Оборудование: Касса букв, слоги, таблицы с текстом.

 

ИТОГО: 16 часов

 

ИТОГО ЗА УЧ.ГОД: 66 часов

 

                                                   
Категория: Мои статьи | Добавил: admin (05.03.2015)
Просмотров: 493 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск