Понедельник, 20.05.2024, 04:00
Приветствую Вас Гость | RSS




Муниципальное бюджетное специальное (коррекционное) общеобразовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья «Специальная (коррекционная) начальная школа – детский сад №10»

Меню сайта
полезные ссылки
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0

Каталог статей

Главная » Статьи » Мои статьи

Образовательная программа для обучающихся с ОВЗ. Развитие устной речи 1 год обучения

Пояснительная записка

Обучение речи как средству коммуникации заключается в формировании умения общаться со взрослыми, со сверстниками, с детьми младшего возраста. Развитие речи осуществляется поэтапно. Работа над лексической стороной речи начинается с формирования умения понимать значение слова, соотносить его с конкретным предметом, затем действием. Необходимо, чтобы слово постепенно начинало приобретать обобщенную функцию. В процессе обучения словарный запас детей обогащается словами разной степени общности и разных категорий.

Одновременно с лексической, решается задача синтаксическая. У учащихся формируется фразовая речь. Детей учат высказываться предложением, обучают вопросно-ответной речи, связному высказыванию с помощью взрослого. Речь  детей с умеренной отсталостью скудна и дефектна. Их  высказывания отличаются крайней бедностью. В разговоре они ограничиваются  выражением самых простых своих желаний и ощущений, употребляя короткие слова и фразы. Имея  в запасе небольшое число слов, часто повторяют их.

Для того чтобы научить детей правильно произносить слова  и правильно их употреблять, уметь отвечать на вопросы, выражать  словами свои желания, передавать содержание несложных рассказов  и картинок  с простым сюжетом, необходимы специальные систематические занятия по развитию устной речи.

Учащиеся должны уметь назвать то, что они видят  в классе, в игровой комнате,  в спальне и т.д. Чтобы  ускорить развитие речи детей, необходимо мотивировать их на повторение слов учителя. Занятия по развитию речи хорошо проводить  в форме  игр, требующих вопросов и ответов («речевые игры»). Это оживляет занятия, пробуждает у детей интерес к ним.

Уроки по развитию речи посвящаются темам, взятым из окружающей действительности, при этом количество новых слов, сообщаемых на одном уроке, должно быть ограничено, в противном случае  воспитанники их не запомнят. Задача состоит в том, чтобы дать определенные знания и навыки, развивающие  умственно отсталых детей, научить их использовать полученные знания в практической деятельности. На уроках дети ведут наблюдения за жизнью растений и животных, изменениями в природе  и труде людей,       знакомятся с объектами непосредственных чувственных восприятий. Наблюдая предметы  и явления, дети учатся анализировать, находить сходства и различия, делать  простейшие выводы и обобщения. Экскурсии, наблюдения, практические работы развивают внимание, память, речь, мышление детей. Уроки, построенные на непосредственном знакомстве с живыми предметами  и явлениями природы, пробуждают у  умственно отсталых детей познавательный интерес, стимулируют к деятельности, способствуют развитию коррекции личности школьника.

Во время экскурсий учащиеся знакомятся с предметами и явлениями в естественной обстановке. Наблюдения во время экскурсий завершаются сбором  материала для оформления  в виде коллекций, гербариев и рисунков в тетрадях. Этот природный материал может быть использован  на уроках ручного труда, математики, рисования  и  других уроках.

Большую помощь в изучении материала  окажут различные наглядные пособия, показ кино и диафильмов.

Задачи курса:

  • формирование умений: повторять и выполнять простые поручения по словесной инструкции, полностью называть свое имя и фамилию, называть имя и отчество учителя, называть имя и отчество родителей, называть имя и фамилию учеников, внятно выражать свои просьбы  и желания;
  • обучение детей: пересказывать короткие и доступные для их понимания стихотворения; называть предметы, находящиеся в классе; называть и применять слова: «Здравствуйте», «До свидания», «Спасибо», «Извините»; повторять за взрослыми фразы: «Можно войти» (выйти), «Можно идти», «Можно сесть» и т.п.; обучать отвечать на вопросы: кто это? что это? что делает?
  • называть и показывать части тела;
  • осуществлять классификацию предметов (посуда, одежда) по наглядному образцу, знать обобщающие слова;
  • упражнять в построении простейших фраз  по картинкам.

Проведение  кратких бесед о назначении предметов обихода, обучение построению фраз, характеризующих действия учителя и учащихся. Для безречевых детей  необходимо создавать ситуации, стимулирующие их речь. Поощрять любую речь, в  том числе лепетную. У этих детей не требовать называть  свою фамилию, имя и отчество учителя, родителей и фамилии учеников. Они должны по произнесенной фамилии уметь узнавать учеников  и по возможности называть их имена; показывать  части тела  и лица, а также предметы, находящиеся в классе.  В работе с безречевыми детьми учитель должен мотивировать повторение за ним отдельных слов, коротких фраз, выражающих просьбы. Должна проводиться работа над пониманием  коротких простых рассказов путем разыгрывания их на игрушках. Заучивание коротких стихотворений, чистоговорок.

 

Программа рассчитана на 66 часов, 2 часа в неделю.

 

 

Дата урока

 

Кол-во часов

Тема урока

(содержание

программного

материала)

Коррекция

познавательной

деятельности и

личностных качеств

Повторение

Формы,

Методы обучения

ИКТ

Формы контроля

НРК

Межпредметные связи

I четверть

Предпол

Фактич.

1 2.09

Вводный урок. «Здравствуй, школа!»

Воспитание любви к школе и к учебной деятельности

 

Экскурсия по школе

 

 

4.09

 

1

«Первое сентября»

Уточнить уровень владения, словом детей

 

Работа с демонстрационным материалом

 

 

9.09

 

1

«Вот и лето прошло». Проверка знаний детей о лете.

Систематизировать знания детей о лете

 

Беседа о летних развлечениях

 

 

11.09

 

1

«Вот и лето прошло».  Летние развлечения.

Систематизировать знания детей о лете

 

Беседа о летних развлечениях

 

 

16.09

 

1

«Школа». Общее представление.

 

 

Расширить представления о школе.

Беседа о правилах школьной жизни.

18.09

 

1

Правила школьной жизни.

23.09

 

1

Школьный коллектив.

25.09

 

1

«Классная комната» Предметы классной комнаты.

 

 

Формировать умения точного отбора слов.

Объяснение  о расположении и назначении предметов в классной комнате.

30.09

 

1

«Классная комната». Назначение предметов классной комнаты.

2.10

 

1

«Дежурные в классе». Разновидности школьных дежурных

Воспитывать ответственность и трудолюбие

 

Беседа о школьных дежурных

 

 

7.10

 

1

«Дежурные в классе». Обязанности.

Воспитывать ответственность и трудолюбие

 

Разъяснение обязанностей дежурных

 

 

9.10

 

1

«Учебные принадлежности». Их виды.

 

 

Воспитывать аккуратность и бережливость

Работа с раздаточным материалом

14.10

 

1

«Учебные принадлежности». Назначение.

16.10

 

1

«Учебные принадлежности». Закрепление

21.10

 

1

«Игрушки». Показ любимых детских игрушек

 

Повысить эмоциональный фон в классе

Детское иллюстрирование.

Чтение рассказов, стихов про детские игрушки

Изобразительная деятельность

23.10

 

1

«Игрушки». Произведения о детских игрушках

28.10

 

1

«Игрушки и учебные принадлежности»

 

Формирование эмоционально-волевой сферы

Словесное рисование

Работа с раздаточным материалом

30.10

 

1

«Игрушки и учебные принадлежности»

ИТОГО ЧАСОВ ЗА I  ЧЕТВЕРТЬ: 18 часов

II четверть

11.11

 

1

«Изменения в природе осенью». Растения осенью

Развивать умение задавать вопросы

 

Экскурсия

Дидактическая игра «Времена года»

Картина «Осень»

 

   НРК

13.11

 

1

«Изменения в природе осенью». Цвета

Развивать умение задавать вопросы

 

Экскурсия

Дидактическая игра «Времена года»

Картина «Осень»

 

   НРК

18.11

 

1

«Признаки осени». Начало

Систематизировать знания детей об осени

Беседа аналитического характера

 НРК

20.11

 

1

«Признаки осени». Середина осени

25.11

 

1

Овощи: помидор

Формировать умение точного отбора слов для описания

Беседа воспроизводящего характера

Развивать  речь, наблюдательность

Словесное рисование

27.11

 

1

Овощи: баклажан

2.12

 

1

Овощи: огурец

4.12

 

1

Овощи: чеснок

9.12

 

1

Овощи: употребление в пищу

Развивать представления детей об овощах

 

Обобщение знаний

Обобщение

 

11.12

 

1

Фрукты: яблоко

Формировать умение давать полный ответ

Беседа воспроизводящего характера

Обогащать активный словарь

Беседа описательного характера

16.12

 

1

Фрукты: апельсин

18.12

 

1

Фрукты: груша

23.12

 

1

Фрукты: банан

25.12

 

1

Фрукты: сравнение употребления в пищу

Развивать представления детей о фруктах

 

Беседа воспроизводящего характера

 

                             

               

ИТОГО ЧАСОВ ЗА II ЧЕТВЕРТЬ: 14 часов

III четверть

13.01

 

1

Комнатные растения. Их названия

 

Уточнить и расширить представления детей о комнатных растениях

Беседа воспроизводящего характера

Работа с иллюстрациями

15.01

 

1

Комнатные растения. Строение

20.01

 

1

Уход за комнатными растениями

Воспитание бережного отношения к растениям

 

Сообщение новых знаний

 

 

22.01

 

1

Изменения в природе зимой. Начало зимы.

Развитие творческих способностей детей

Экскурсия

Дидактическая игра «Времена года»

Картина «Зима»

Обобщение

      НРК

27.01

 

1

Изменения в природе зимой. Середина зимы.

29.01

 

1

Признаки зимы

Отрабатывать навыки описания

Беседа воспроизводящего характера

 НРК

3.02

 

1

Признаки зимы. Закрепление

5.02

 

1

Птицы. Перелетные

Обогащать активный словарь

Беседа описательного характера

Работа с иллюстрациями

17.02

 

1

Птицы зимующие

19.02

 

1

Зимующие птицы, подкормка.

Развитие мыслительной деятельности на основе анализа-синтеза

Сообщение новых знаний

24.02

 

1

Зимующие птицы. Условия жизни

26.02

 

1

 Домашние животные: кошка.

Воспитывать бережное отношение к животным

 

Беседа воспроизводящего характера

 

 

3.03

 

1

Домашние животные: хомячок

 

 

 

 

 

5.03

 

1

Домашние животные: собака.

Расширять словарный запас

Словесное рисование

Обобщение

10.03

 

1

Домашние животные: собака. Закрепление

12.03

 

1

Дикие животные: лиса

Формировать навыки охранительного поведения с животными

Работа с демонстрационным материалом

Воспитывать эмоциональную адекватность поведения

Работа с демонстрационным материалом

 

17.03

 

1

Дикие животные:  волк

 

19.03

 

1

Дикие животные: заяц

 

ИТОГО ЧАСОВ ЗА III ЧЕТВЕРТЬ: 18 часов

IV четверть

2.04

 

1

Сезонные изменения в природе весной. Начало осени.

 

 

Закрепление умений моделировать фразу

экскурсия

 НРК

 

7.04

 

1

Сезонные изменения в природе весной. Середина осени

9.04

 

1

Признаки весны

Коррекция мышления на основе установления логических связей

Обобщение

 НРК

14.04

 

1

Весенние растения

16.04

 

1

«Семья». Родственные отношения

 

Воспитание базовых эмоций личности

Беседа описательного характера

Картина «Семья»

21.04

 

1

«Семья». Закрепление

23.04

 

1

Одежда. Предметы верхней одежды.

 

Коррекция вербально и зрительной памяти

Беседа воспроизводящего характера

Иллюстрации с предметами одежды

Дидактические игры «Одень куклу на прогулку», «Что забыл нарисовать художник?»

28.04

 

1

Одежда. Уход за одеждой.

30.04

 

1

Одежда. Закрепление.

5.05

 

1

Обувь. Понятие

 

Воспитание бережного отношения к вещам

Диалоги с учащимися

Картинки предметов обуви

7.05

 

1

Обувь. Уход за обувью.

12.05

 

1

Обувь. Закрепление.

14.05

 

1

Тело человека. Закаливание.

Формировать навыки здорового образа жизни

Сообщение нового материала

Обобщение

19.05

 

1

Охрана здоровья

21.05

 

1

«Здравствуй, лето красное!»

 

Активизация воображения

Детское иллюстрирование

Анализ

Изобразительная деятельность

26.05

 

1

«Здравствуй, лето красное!» Чтение рассказов о лете.

ИТОГО ЧАСОВ ЗА IV ЧЕТВЕРТЬ: 16 часов

ИТОГО ЗА УЧ.ГОД: 66 часов

 

Категория: Мои статьи | Добавил: admin (05.03.2015)
Просмотров: 603 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Форма входа
Поиск